понедельник, 11 марта 2019 г.

Детский сад будущего


Мои представления об идеальной образовательной организации в будущем 



     Задумываясь о том, каким будет детский сад в будущем, я сразу ловлю себя на мысли о том, что ребенок в нем останется таким же ребенком: все его потребности останутся такими же, какими они были в прошлом, и какие они есть сейчас. Главными в годы дошкольного детства, все-таки останутся эмоциональные потребности. Детский сад будущего – это открытые возможности детей. 

       Работая над проблемой индивидуализации образования, хотелось бы, чтобы ребёнок мог не только свободно перемещаться в детском саду, как это происходит в нашем «Пряничном домике», но и самостоятельно выстраивать своё образовательное пространство в зависимости от своих интересов и предпочтений. Для этого необходимо иметь дополнительные площади, высокую техническую оснащённость, коррекционно-развивающее пространство, возможность дополнительных ставок в штатном расписании специалистов различного спектра: от игротехника до физика, от тьютора до массажиста, что позволило бы создать новые игровые центры, оздоровительные кабинеты, зоны воплощения детской мечты. 

Именно создание полифункциональной предметно-развивающей среды является главным условием эффективности детского сада в будущем.


"Играя, развиваемся"



Мой подход к работе с детьми





В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые в последующем будут определять развитие личности в целом. В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, государство гарантирует не только доступность первой ступени образования, но и его качество, которое, я считаю, невозможно без внедрения инновационных технологий и создания определённых условий для развития способности к самоопределению и самореализации каждого воспитанника. Практика внедрения проектной технологии показала, что она может удачно сочетаться с ТРИЗ-технологией. Поэтому при работе над проектом мы используем игры и упражнения технологии ТРИЗ и создание проблемных ситуаций, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность воспитанников. У детей появляется устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Для решения образовательных задач образовательной программы в нашем учреждении мы используем образовательную технологию «Ситуация» (Л.Г. Петерсон), о применении которой во второй младшей группе мне бы хотелось поделиться. 

В своей практике, в развивающих ситуациях с детьми мы часто применяем игрушки или предметы их заменяющие, вводим реальный персонаж, либо «оживленный» объект для решения созданной проблемной ситуации. Например, варежка Бедняжка, которую постоянно теряют или реальный персонаж - домовёнок Кузя, случайно заблудившийся и попавший к нам в группу. 

Тема очередного проекта рождается во время обсуждения какой-либо ситуации, которую спровоцировал педагог. Так и в случае с потерявшимся Кузей, который задал неожиданный вопрос ребятам: «А где вы живёте?», на что многие просто ответили: «У мамы». Возникшая проблема незнания своего места проживания, помогла нам определиться с темой очередного проекта «Где ж моя деревня, где мой дом родной?!». Отсюда и название технологии - «Ситуация», т.к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня в естественных для них условиях.  Для решения создавшейся ситуации важной составляющей образовательного процесса выступает развивающая предметно - пространственная среда учреждения. https://nsportal.ru/chernovaelena33. Например, в основу культурной практики «Большой Ух» легла поисково-познавательная деятельность, где мы являемся не только исследователями естественно-научного направления, но и конструкторами в области речевого развития. На этой практике нами очень успешно применяется ТРИЗ - технология. http://priandomik.ru/publ/chernova_e_v_formirovanie_prostejshikh_sposobov. Название этой практики мы выбрали вместе с детьми при знакомстве с помощником умной головы «Ухо» и после просмотра мультфильма «Большой Ух». Как правило, детям запоминаются необычные жители- герои мультфильмов. Большой Ух оказался добрым существом и, благодаря своей способности - всё слышать, хотел ещё и всё знать. Тему для исследования или проекта дети выбирают самостоятельно, например, в первой половине декабря, погружение в проект с дошколятами прошло прямо на улице, ведь первый снег хочется не только потрогать, но и «попробовать на вкус». Выпавший снег вызвал восторг у детей и поэтому, само собой, определил тему недели: «Ура! Снегу рада детвора». Используя методику «трёх вопросов» на «утреннем круге» мы с трёхлетками выяснили главные интересы, возникшие у ребят в связи с наступившей зимой (со слов детей). 

- Почему снег холодный и колючий. 

- Почему от снега на моих варежках сосульки растут? 

- Если снег «пришёл», значит скоро будет Дед Мороз? 

- Почему снег такой сухой и снеговик не лепится? 

- Где прячутся воробьи и зайцы? 

- Что кушают птицы, чтобы не заболеть? 

При погружении в тему проекта по временам года и выявлению интересов детей осенью, нами был задуман сюрпризный момент о посещении группы неизвестной гостьи. Воспитанникам было предложено найти «коробочки – подсказки» (дары Осени) с загадками, не открывая, угадать, что лежит в них по определённым признакам, прибегая к «помощникам умной головы» (ТРИЗ технология) и в результате узнать, кто же приходил в гости. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. При этом детям предоставляется возможность посмотреть на интересное событие или объект с разных сторон. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). http://priandomik.ru/news/majskij_prazdnik_den_pobedy/2018-05-10-43. Но что может быть интересней знакомства малышей с настоящими поварами на месте их работы, когда половник чуть меньше самого ребенка. При организации проекта «Нам опасность не страшна, если знаем, где она» на выявление опасных предметов в быту, ребята выступили в роли неотложной помощи всем нуждающимся, оказывающей услуги доврачебной помощи с участием медицинского работника http://priandomik.ru/news/nam_opasnost_ne_strashna


При формировании представлений детей о луге, его обитателях и растительности, мы с ребятами варили земляничное варенье. Поддержав выбор детей в определении необходимых продуктов, сварили следующее варенье (земляника – сахар) и (земляника – мука). В результате, определив признаки продуктов с помощью «помощников Умной головы», ребята самостоятельно пришли к следующим выводам: варенье с мукой - несладкое, поэтому надо добавить сахар. Причина – нет сахара. Сахар сладкий, а мука – нет. Следствие – несладкое варенье. https://nsportal.ru/chernovaelena33. Постоянное участие родителей неразрывно связано с нашей деятельностью, их присутствие на культурных практиках по-особенному влияет на раскрытие творческих способностей обеих сторон. 

Таким образом, в процессе проектной деятельности, осуществляемой в нашей группе, в детях развивается любознательность и интерес к новым открытиям, а, следовательно, формируются предпосылки логической мыслительной деятельности. Выработанный системно-деятельностный подход пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания.









Мои основные принципы работы с детьми


Мои основные принципы работы с детьми.




В основе моей работы лежат основополагающие принципы, которые заключаются в поддержке самостоятельности детей, в организации насыщенной жизни в дошкольном учреждении, полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства и проведении образовательного процесса в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. 

При проектировании педагогического процесса и при дальнейшей организации образовательной деятельности я старюсь учитывать интересы, познавательные потребности и особенности индивидуального развития каждого ребёнка, придерживаясь одного из главных принципов дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок является субъектом образования. 

Моя главная задача - создание условий для максимального развития каждого из детей, для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам. Данный принцип неразрывно связан с принципом поддержки инициативы ребёнка в различных видах деятельности, что способствует развитию свободной личности, уверенной в своих достижениях и открытиях. 

Придерживаясь принципа взаимодействия семьи и детского сада моим большим достижением стало согласованное взаимодействие с родителями, что предполагает взаимные действия, взаимопонимание и взаимодоверие, т.к. полноценное развитие ребенка возможно только тогда, когда воспитатели и родители действуют согласованно, понимая детство как важнейший жизненный этап, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься