суббота, 11 июня 2022 г.

Педагогическое эссе «Учитель будущего"

 Мои размышления.....

 

«Жизнь через 20 лет зарождается

в наших школах уже сейчас..»

Ш. Амонашвили

 

«Внезапную тишину школьных коридоров оглушает выстрел. Доведённая до крайности учительница истории берёт в заложники целый класс…..», - выдаёт нам «Википедия» краткое содержание фильма Алексея Петрухина «Училка» (2015).

Алла Николаевна – учитель с сорокалетним стажем, бесспорный профессионал своего предмета, с одной стороны, и ученики 11 класса, современная молодёжь, как принято сейчас называть детей-подростков, с другой. Режиссёр в своей картине затронул основные проблемы современной школы, так часто всплывающие в социальных сетях и средствах массовой информации, и как бы того не хотелось, порой приводящие к трагедии. Взаимное неприятие не только самих одноклассников, но и учителя, их противоречивые взгляды, эгоизм, озлобленность, личные проблемы - вытесняют на последний план знаниевую основу, не видя в ней смысла для своего будущего, и доведённые до отчаяния дети, готовы на самое страшное - лишение жизни человека…

В подтверждение я хочу процитировать Дмитрия Леонтьева: «Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур…. Просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом….».

И размышляя над тем, каким должен быть педагог будущего с уверенностью могу сказать – мудрым! Да-да, именно мудрым, сильным и волевым! Безусловно, всегда в педагоге ценились профессиональные качества, высокие психолого-педагогические знания, постоянное самообразование и способность к самосовершенствованию, что даёт возможность грамотно вести педагогический процесс. Но когда ты попадаешь в реальную, школьную среду, где от тебя зависит дальнейшая судьба личности каждого вверенного тебе ребёнка, весь твой профессионализм может дать осечку. Не кривя душой, я могу сказать, что каждый педагог хотел бы видеть в своём классе способных детей, мотивированных, дисциплинированных, да чтобы ещё из благополучных семей, но, к сожалению, зачастую всё далеко не так! И вот в этом и заключается педагогическая мудрость: как принять каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, как способствовать развитию дружеских взаимоотношений совершенно разных детей, как привить желание учиться, как найти подход к каждому родителю, а главное – как не навредить, не упустить что-то очень важное в становлении личности?!

К слову сказать, я педагог с достаточно маленьким стажем, всего 5 лет, большая часть которого прошла в дошкольном образовании, в этом году у меня первый – мой первый класс. Был первый урок, и второй, и ещё…я поняла, что «учитель – это не профессия, а искусство. Это образ жизни и в школе, и в семье. Можно ли открыть его в себе. Нет, если не промучишься 5-10-15-20 лет в поисках этого искусства», - замечательно сказал великий педагог-гуманист Шалва Амонашвили.

Мудрый педагог никогда не даст ребёнку понять, что он хуже других, найдёт другие слова, другие подходы. «Это неправильно делить детей на успешных и не успешных. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик имеет крупицу хорошего», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.

Мой ученик Илья почти не умеет читать, но очень глубоко мыслит, Татьяна читает бегло, но не может рассказать о чём, а Саша в силу разных обстоятельств не может ни то, ни другое, но он очень добрый и ранимый ребёнок. Ведь для каждого успех свой, лично значимый, только у кого-то он заключается в правильном произношении звука, а у кого-то в преодолении себя, своей застенчивости, не боязни выйти к доске. Очень важно знать и помнить об этом, чтобы у ребёнка не сформировалась низкая самооценка, приводящая к разным психологическим последствиям.

Сейчас сам педагог находится на стадии перелома своего сознания, понимания того, что современный учитель уже не может быть прежним. Превосходных знаний в области своего предмета уже недостаточно. Учитель претерпевает многочисленные изменения в образовательной сфере, адаптируя под себя новые подходы, технологии, используя нетрадиционные и оригинальные решения при организации учебно-воспитательного процесса. Новые требования Федеральных государственных стандартов к качеству образовательного процесса предлагают педагогам встать на новый уровень преподавания. И в этой ситуации неопределённости просто необходима та самая мудрость педагога, его сила воли, как не сломаться, не выгореть, держаться из последних сил!

Как показывают исследования, современные дети стали более раскрепощёнными, осведомлёнными, эрудированными, инициативными, чем их сверстники прошлых лет. Задача педагога – умело, живо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, на основе разных видов деятельности, построить процесс обучения так, чтобы увидеть горящие, с новыми вопросами, глаза детей.  Есть вопросы, значит было интересно, значит – это успех, урок удался!

По моему мнению, педагог будущего – это человек, получающий удовольствие от своей педагогической деятельности, заинтересованный в саморазвитии и развитии своих учеников, абсолютно контактный и страстный к обучению и учению человек, тем самым, передающий свою страсть ученикам, мотивируя их на успех.

А для реализации данного портрета несомненно нужна мудрость человека и педагога, и ещё я бы добавила – свобода, внутренняя свобода…

Казалось бы, идеальный, и невозможный образ педагога будущего. Но когда все дети и учителя знают, что они приняты и поняты, в отношениях детей присутствует уважение и доверие, все будут воспринимать учёбу как средство развития, дающее возможность решать различные жизненные задачи, ориентироваться в мире, добиваться поставленных целей и просто интересно жить!