Обмен опытом

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я очень рада приветствовать Вас на страницах своего блога. 

 Лев Семёнович Выготский говорил: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».              
                                           

    С тех пор, как я стала работать в дошкольной организации меня всегда волновал вопрос, как же так построить процесс обучения, чтобы воспитанники заинтересовались и активно включились в сам процесс? Каким образом создать у них внутреннюю мотивацию для усвоения нового? Как же научить ребенка думать? Особенно, ребёнка – дошкольника, при том, что его ведущая деятельность – игра?

  Как привлечь детей к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений?

   Что, же мы, педагоги, можем этакое сделать, чтобы у детей проявить такие эмоции, как восхищение, недоумение, удивление…

 «Удивление – это именно та эмоция, которая порождает мысль ».

      На этот вопрос нам даёт ответ   С. Л. Рубинштейн:

 «…  Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». 

    Так что же такое проблема? Проблема — это затруднение при достижении и выполнении какой-либо деятельности. Именно с удивления, восхищения и недоумения ребёнка начинается сам процесс поиска. Чтобы возникли данные эмоции, нужны противоречия. Разрешение противоречий – это и есть ключ к творческому мышлению. В этом и состоит суть проблемного обучения, которое я открыла для себя и с уверенностью могу сказать, что данная технология применима в дошкольном образовании. Поскольку все привыкли считать, что проблемное обучение возможно только в школе.

  Основоположником данной технологии является американский философ и педагог Джон Дьюи.
    Технология проблемного обучения заключается в создании педагогом проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности воспитанников по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей, овладение культурных умений и навыков.
     В нашем детском саду организованная образовательная деятельность проходит в форме культурных практик, которые выбирают сами дети в соответствии с реализацией собственных интересов.
Культурная практика, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенного опыта и информации об окружающем мире, формирование определенных способностей и представлений.
 Культурные практики разнообразны по своей тематике и содержанию.
В качестве ведущей практики выступает игровая практика.
Например, проходит обычная сюжетно-ролевая игра «Магазин», дети наталкиваются на явное, пока непонятное препятствие, которое затрудняет их действия. Продавец Аня не хочет уступать никому место продавца, а Варе и Кате ужасно хочется быть тоже продавцами. То есть, возникает яркое противоречие между желанием и невозможностью продолжать прежние действия. Что же делать? И это реальная проблемная ситуация конфликта. Однако при этом надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. И педагог предлагает повернуть игру в другое русло: «А разве у нас может быть только один магазин? Или только один отдел в магазине?»
Девочки совместно с воспитателем организуют новую игру, тем самым привлекая внимания остальных и тем более Ани, которая теперь хочет, но не может продать свой товар.
Конечно, это и образовательная культурная практика, которая может носить исследовательский характер. В результате, проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, в которой есть условие и есть неизвестное. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Дети совместно с педагогом рассматривают различные пути, способы и средства решения.
Например, проблемная ситуация при выявлении свойств исследуемых объектов «Почему яблоко большое и не тонет, камушек совсем маленький – утонул?» Проблема есть, удивление детей получили, желание узнать, как и почему тоже есть. Вместе идём по схеме:
Проблема -  гипотезы  -   проверка   -  решение  проблемы
Проблемная ситуация может возникнуть на культурной практике и в режимных моментах, например, на прогулке. Давайте, предположим, попробуем, оказаться в такой ситуации.

В жаркий летний день дети вместе с воспитателем отправились за водой для того, чтобы полить цветы. Воду наливали из шланга. После того, как закрыли кран, вода продолжала течь. Почему? Как остановить воду?
 В результате у ребёнка возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. Но при этом проблема должна быть значимой для самого ребёнка. Детская цель должна быть достижима!
При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Ребёнок должен научиться видеть проблему и находить самостоятельные пути решения, делать выводы и заключения.
Главное создать для этого все условия, чтобы ребёнок захотел узнать.
А мы, педагоги, в свою очередь, при минимальных затратах времени можем получить максимальный эффект!

Мой подход к детям


Мои основные принципы при работе с детьми

    Наше учреждение "Слободской детский сад "Пряничный домик", в котором я работаю, является инновационной площадкой и реализует модель "Детский сад - сад детских инициатив". Особенностью данной модели является:
  • позитивная социализация детей через смешение разновозрастных сообществ (выбор партнёра);
  • предоставление права самостоятельного выбора деятельности ребёнка (центра активности);
  • поддержка интересов детей ("ребёнок становится субъектом образования" ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФГОС").
 Данная модель отменяет комплексно-тематическое планирование. За каждым педагогом закреплена своя Культурная практика, в которой каждый педагог одновременно является навигатором и интегратором. 

 " Стержень интеграции — выполнение дошкольником любого вида деятельности на уровне самостоятельности и творчества" (А.В. Запорожец, В.С. Мерлин) 

 Основная образовательная Программа нашего учреждения реализуется с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» под ред. Н.М. Крыловой.

      Примерная Программа акцентирует внимание дошкольного специалиста на трех взаимосвязанных направлениях его педагогической деятельности: 

    I — забота о здоровье и обогащение физического и психического развития и саморазвития каждого воспитанника; 

   II — содействие овладению ребенком разными видами деятельности на уровне самостоятельности и творчества как формами и средствами амплификации его всестороннего развития и саморазвития как неповторимой индивидуальности; 

 III — приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности.Содействовать амплификации развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности — значит, с трех лет (в младшей и средней группах) открыть ему разнообразные продуктивные виды деятельности (прежде всего конструирование), в которых результат наглядно представлен ребенку (что особенно важно для мальчика). Сравнивая свой продукт с образцом взрослого, ребенок овладевает умением формулировать адекватную самооценку на основе рефлексии, т.е. у него обогащается развитие самосознания (Н.М. Крылова на основе теории В.С. Мерлина).

   Согласно модели "пяти пальцев" (пяти взаимосвязанных компонентов) Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, научение дошкольника выполнению каждого вида деятельности строит сначала воспитатель, предлагая следующие вопросы, а затем старший дошкольник овладевает этим умением: 

  1. Что хочешь сделать? Что я хочу сделать? (кому помочь, о ком позаботиться и т.д.))(Формулировка замысла — цели и мотива.) 

  2. Из чего или на чем? Из чего я буду делать?(Выбор предмета или материала для преобразования.) 

  3. Чем будешь делать? Чем я это буду делать?(Подбор орудий или инструментов преобразования.) 

  4. В каком порядке? Как я буду делать? (Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.) 

 5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? У меня получилось! (или нет)(Анализ продукта, его соответствия замыслу (рефлексия), а затем адекватная оценка его: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого.) 

        Освоение деятельности предполагает восхождение ребенка от уровня узнавания ее к уровню творческого исполнения : 

 I уровень — проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности; 
   II уровень — выполняет деятельность с помощью взрослого; 
 III уровень — действует самостоятельно. На этом уровне ребенок с удовольствием включается в практико-поисковую и экспериментальную деятельность, формулирует раскрываемые закономерности; приобретает «ясные» знания, но тут же у него возникает ощущение неопределенности «неясные знания» (определения Н.Н. Поддьякова), а вслед за ним растет у ребенка желание узнать новое, выяснить, что будет потом (завтра, дальше и т.д.);
 IV уровень — творческое выполнение деятельности.

Принципы и подходы к освоению Программы (сравнительный анализ) 

  При написании своей Рабочей программы я активно прорабатывала Вариативную часть, которая наполнена различными парциальными программами и дополнительными методическими пособиями, которыми мне хотелось бы с Вами поделиться. Вариативная часть РП представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Вариативная часть (парциальные программы, методические пособия)

Не так давно у нас в детском саду прошёл Муниципальный семинар-практикум по STEM - образованию, где я имела честь представлять свой опыт на тему «Интегративный подход реализации модулей  парциальной программы STEM – образование на культурной практике «Фиксики»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО STEM-ОБРАЗОВАНИЮ


4 комментария:

  1. Добрый день Елена Владимировна! Интересную подборку метод.материалов нашла на Вашем сайте, очень понравилось! Как я поняла Вы большое внимание уделяете проблемному обучению и индивидуализации. Мне тоже близка эта тема. Спасибо за материал!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо, Светлана! Очень рада, что Вы посетили мой блог, а моя информация оказалась Вам чем-то полезной.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Владимировна, мне очень понравился ваш сайт. Удобный интерфейс, также не могу не отметить интересную и разнообразную подборку публикаций. Возьму себе в закладки.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Елена Владимировна! Великолепный материал! Хочу пожелать Вам дальнейшего профессионального роста и творческих побед!

    ОтветитьУдалить