Развивающая предметно-пространственная среда является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Образовательная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Развивающая предметно-пространственная среда может быть представлена различными центрами активности, не противоречащих (не мешающих) друг другу:
1. Центр для ролевых игр.
2 Центр речевого творчества
3. Центр математики и развития мелкой моторики
4. Центр природы (наблюдения за природой).
5. Центр спорта
6. Центр экспериментирования (Центр науки).
7. Центр конструирования (конструкторы, блоки и т.п.)
8. Центр художественно –эстетического развития и продуктивной деятельности.
9. Центр гражданско–патриотического пространства (символика большой, малой Родины и т.д.).
Основные методические рекомендации по созданию качественной РППС в соответствии с ФГОС ДО, вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке:
Что такое шкалы ECERS?
Это инструмент критериального оценивания в образовании, т.е. описание образовательной среды через наблюдаемые явления и действия:
- для внешней оценки с подготовленными экспертами
- для самооценки - в команде детского сада.
Основа - введение ФГОС
Основа - введение ФГОС
Цитаты из ФГОС:
- "создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности";
- "создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей";
- "недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности";
- "ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования"
В декабре 2018 года я посетила курсы "Использование шкал ECERS как инструмента развития дошкольной образовательной организации", где познакомилась с ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребёнка МГПУ Ольгой Шиян.
Получила необходимую информацию о применении данного инструмента и решила провести собственную самооценку качества образования в своей группе по следующим критериям, и, таким образом, наметила:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.
Я представила свой опыт на педагогическом совете и сделала вывод, что мне предстоит работа над ошибками, есть к чему стремиться, на что стоит обратить внимание.
шкала
|
Подшкалы
|
|
I. Предметно-пространственная среда (1-8)
8 показателей
|
1
|
Внутренние
помещения
|
2
|
Мебель для повседневного
ухода, игр и учения
|
|
3
|
Мебель для
отдыха и комфорта
|
|
4
|
Обустройство
пространства для игр
|
|
5
|
Места для
уединения
|
|
6
|
Связанное с
детьми оформление пространства
|
|
7
|
Пространство для
игр, развивающих крупную моторику
|
|
8
|
Оборудование для
развития крупной моторики
|
|
II. Присмотр и повседневный уход
за детьми (9-14)
6 показателей
|
9
|
Встреча /
прощание
|
10
|
Принятие пищи /
перекусы
|
|
11
|
Сон / отдых
|
|
12
|
Пользование
туалетом / пеленание
|
|
13
|
Гигиена
|
|
14
|
Безопасность
|
|
III. Речь
и мышление (15-18)
4 показателя
|
15
|
Книги и
иллюстрации
|
16
|
Стимулирование
общения между детьми
|
|
17
|
Использование
речи для развития мыслительных навыков
|
|
18
|
Повседневное
использование речи
|
|
IV. Виды активности
(19-28)
10 показателей
|
19
|
Мелкая моторика
|
20
|
Искусство
|
|
21
|
Музыка /
движение
|
|
22
|
Кубики
|
|
23
|
Песок / вода
|
|
24
|
Ролевые игры
|
|
25
|
Природа/наука
|
|
26
|
Математика /
счет
|
|
27
|
Использование
телевизора, видео и / или компьютеров
|
|
28
|
Содействие
принятию многообразия
|
|
V. Взаимодействие (29-33)
5 показателей
|
29
|
Присмотр за
деятельностью по развитию крупной моторики детей
|
30
|
Общий присмотр
за детьми (кроме крупно-моторной активности)
|
|
31
|
Дисциплина
|
|
32
|
Взаимодействие
персонала и детей
|
|
33
|
Взаимодействие
детей друг с другом
|
|
VI. Структуриро-
вание программы (34-37)
4 показателя
|
34
|
Распорядок дня
|
35
|
Свободная игра
|
|
36
|
Групповые
занятия
|
|
37
|
Условия для
детей с ограниченными возможностями
|
|
VII. Родители и персонал (38-43)
6 показателей
|
38.
|
Условия для
родителей
|
39.
|
Условия для удовлетворения личных потребностей персонала
|
|
40.
|
Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала
|
|
41.
|
Взаимодействие и сотрудничество персонала
|
|
42.
|
Сопровождение работы и оценивание
персонала
|
|
43.
|
Возможности для профессионального роста
|
Самооценка при организации рабочего, активного, спокойного секторов и составление профиля качества образования в средней группе по шкале ECERS-R в средней группе "Пчёлки" на начало года.
Организация ППС во второй младшей группе в соответствии со шкалами ECERS-R на конец года.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью комплекта " Послушные ладошки"
Спасибо, за представленный опыт планируемых результатов по реорганизации образовательной среды.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что мои разработки оказались для Вас полезными
Удалить