Развивающая предметно-пространственная среда является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Образовательная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Развивающая предметно-пространственная среда может быть представлена различными центрами активности, не противоречащих (не мешающих) друг другу:
1.  Центр для ролевых игр.
2   Центр речевого творчества
3.  Центр математики и развития мелкой моторики
4.  Центр природы (наблюдения за природой).
5.  Центр спорта
6.  Центр экспериментирования (Центр науки).
7.  Центр конструирования (конструкторы, блоки и т.п.)
8.  Центр художественно –эстетического развития и продуктивной деятельности.
9.  Центр гражданско–патриотического пространства (символика большой, малой Родины и т.д.).
Основные методические рекомендации по созданию качественной РППС в соответствии с ФГОС ДО, вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке:
Что такое шкалы ECERS?
Это инструмент критериального оценивания в образовании, т.е. описание образовательной среды через наблюдаемые явления и действия:
          - для внешней оценки с подготовленными экспертами
          - для самооценки - в команде детского сада.
Основа - введение ФГОС
Основа - введение ФГОС
 Цитаты из ФГОС:
 - "создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности";
- "создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей";
- "недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности";
- "ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования"
В декабре 2018 года я посетила курсы "Использование шкал  ECERS как инструмента развития дошкольной образовательной организации", где познакомилась с ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребёнка МГПУ Ольгой Шиян.
Получила необходимую информацию о применении данного инструмента и решила провести собственную самооценку качества образования в своей группе по следующим критериям, и, таким образом, наметила:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.
Я представила свой опыт на педагогическом совете и сделала вывод, что мне предстоит работа над ошибками, есть к чему стремиться, на что стоит обратить внимание.
 
шкала 
 | 
  
Подшкалы 
 | 
 |
I. Предметно-пространственная среда (1-8)  
8 показателей 
 | 
  
1 
 | 
  
Внутренние
  помещения 
 | 
 
2 
 | 
  
Мебель для повседневного
  ухода, игр и учения 
 | 
 |
3 
 | 
  
Мебель для
  отдыха и комфорта 
 | 
 |
4 
 | 
  
Обустройство
  пространства для игр 
 | 
 |
5 
 | 
  
Места для
  уединения 
 | 
 |
6 
 | 
  
Связанное с
  детьми оформление пространства 
 | 
 |
7 
 | 
  
Пространство для
  игр, развивающих крупную моторику 
 | 
 |
8 
 | 
  
Оборудование для
  развития крупной моторики 
 | 
 |
II. Присмотр и повседневный уход 
за детьми (9-14) 
6 показателей 
 | 
  
9 
 | 
  
Встреча /
  прощание 
 | 
 
10 
 | 
  
Принятие пищи /
  перекусы 
 | 
 |
11 
 | 
  
Сон / отдых 
 | 
 |
12 
 | 
  
Пользование
  туалетом / пеленание 
 | 
 |
13 
 | 
  
Гигиена 
 | 
 |
14 
 | 
  
Безопасность 
 | 
 |
III. Речь 
и мышление (15-18) 
4 показателя 
 | 
  
15 
 | 
  
Книги и
  иллюстрации 
 | 
 
16 
 | 
  
Стимулирование
  общения между детьми 
 | 
 |
17 
 | 
  
Использование
  речи для развития мыслительных навыков 
 | 
 |
18 
 | 
  
Повседневное
  использование речи 
 | 
 |
IV. Виды активности 
(19-28) 
10 показателей 
 | 
  
19 
 | 
  
Мелкая моторика 
 | 
 
20 
 | 
  
Искусство 
 | 
 |
21 
 | 
  
Музыка /
  движение 
 | 
 |
22 
 | 
  
Кубики 
 | 
 |
23 
 | 
  
Песок / вода 
 | 
 |
24 
 | 
  
Ролевые игры 
 | 
 |
25 
 | 
  
Природа/наука 
 | 
 |
26 
 | 
  
Математика /
  счет 
 | 
 |
27 
 | 
  
Использование
  телевизора, видео и / или компьютеров 
 | 
 |
28 
 | 
  
Содействие
  принятию многообразия 
 | 
 |
V. Взаимодействие (29-33)  
5 показателей 
 | 
  
29 
 | 
  
Присмотр за
  деятельностью по развитию крупной моторики детей 
 | 
 
30 
 | 
  
Общий присмотр
  за детьми (кроме крупно-моторной активности) 
 | 
 |
31 
 | 
  
Дисциплина 
 | 
 |
32 
 | 
  
Взаимодействие
  персонала и детей 
 | 
 |
33 
 | 
  
Взаимодействие
  детей друг с другом 
 | 
 |
VI. Структуриро- 
вание программы (34-37)  
4 показателя 
 | 
  
34 
 | 
  
Распорядок дня 
 | 
 
35 
 | 
  
Свободная игра 
 | 
 |
36 
 | 
  
Групповые
  занятия 
 | 
 |
37 
 | 
  
Условия для
  детей с ограниченными возможностями 
 | 
 |
VII. Родители и персонал (38-43) 
6 показателей 
 | 
  
38.  
 | 
  
Условия для
  родителей 
 | 
 
39. 
 | 
  
Условия для удовлетворения личных потребностей персонала 
 | 
 |
40. 
 | 
  
Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала 
 | 
 |
41. 
 | 
  
Взаимодействие и сотрудничество персонала 
 | 
 |
42. 
 | 
  
Сопровождение работы и оценивание
  персонала 
 | 
 |
43. 
 | 
  
Возможности для профессионального роста 
 | 
 
Самооценка при организации рабочего, активного, спокойного секторов и составление профиля качества        образования в  средней группе по шкале ECERS-R в средней группе "Пчёлки" на начало года.
Организация ППС во второй младшей группе в соответствии со шкалами ECERS-R на конец года.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью комплекта " Послушные ладошки"


Спасибо, за представленный опыт планируемых результатов по реорганизации образовательной среды.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что мои разработки оказались для Вас полезными
Удалить