"Среда - третий педагог"



Развивающая предметно-пространственная среда является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Образовательная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Развивающая предметно-пространственная среда может быть представлена различными центрами активности, не противоречащих (не мешающих) друг другу:

1.  Центр для ролевых игр.
2   Центр речевого творчества
3.  Центр математики и развития мелкой моторики
4.  Центр природы (наблюдения за природой).
5.  Центр спорта
6.  Центр экспериментирования (Центр науки).
7.  Центр конструирования (конструкторы, блоки и т.п.)
8.  Центр художественно –эстетического развития и продуктивной деятельности.
9.  Центр гражданско–патриотического пространства (символика большой, малой Родины и т.д.).
Основные методические рекомендации по созданию качественной РППС в соответствии с ФГОС ДО, вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке:


Что такое шкалы ECERS?

Это инструмент критериального оценивания в образовании, т.е. описание образовательной среды через наблюдаемые явления и действия:
          - для внешней оценки с подготовленными экспертами
          - для самооценки - в команде детского сада.
Основа - введение ФГОС 
 Цитаты из ФГОС:
 - "создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности";
- "создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей";
- "недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности";
- "ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования"


В декабре 2018 года я посетила курсы "Использование шкал  ECERS как инструмента развития дошкольной образовательной организации", где познакомилась с ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребёнка МГПУ Ольгой Шиян.
Получила необходимую информацию о применении данного инструмента и решила провести собственную самооценку качества образования в своей группе по следующим критериям, и, таким образом, наметила:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.
Я представила свой опыт на педагогическом совете и сделала вывод, что мне предстоит работа над ошибками, есть к чему стремиться, на что стоит обратить внимание.
шкала
Подшкалы
I. Предметно-пространственная среда (1-8)
8 показателей
1
Внутренние помещения
2
Мебель для повседневного ухода, игр и учения
3
Мебель для отдыха и комфорта
4
Обустройство пространства для игр
5
Места для уединения
6
Связанное с детьми оформление пространства
7
Пространство для игр, развивающих крупную моторику
8
Оборудование для развития крупной моторики
II. Присмотр и повседневный уход
за детьми (9-14)
6 показателей
9
Встреча / прощание
10
Принятие пищи / перекусы
11
Сон / отдых
12
Пользование туалетом / пеленание
13
Гигиена
14
Безопасность
III. Речь
и мышление (15-18)
4 показателя
15
Книги и иллюстрации
16
Стимулирование общения между детьми
17
Использование речи для развития мыслительных навыков
18
Повседневное использование речи
IV. Виды активности
(19-28)
10 показателей
19
Мелкая моторика
20
Искусство
21
Музыка / движение
22
Кубики
23
Песок / вода
24
Ролевые игры
25
Природа/наука
26
Математика / счет
27
Использование телевизора, видео и / или компьютеров
28
Содействие принятию многообразия
V. Взаимодей­ствие (29-33)
5 показателей
29
Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей
30
Общий присмотр за детьми (кроме крупно-моторной активности)
31
Дисциплина
32
Взаимодействие персонала и детей
33
Взаимодействие детей друг с другом
VI. Структуриро-
вание программы (34-37)
4 показателя
34
Распорядок дня
35
Свободная игра
36
Групповые занятия
37
Условия для детей с ограниченными возможностями
VII. Родители и персонал (38-43)
6 показателей
38.
Условия для родителей
39.
Условия для удовлетворения личных потребностей персонала
40.
Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала
41.
Взаимодействие и сотрудничество персонала
42.
Сопровождение работы и оценивание персонала
43.
Возможности для профессионального роста



Организация активного, рабочего и спокойного секторов в группе среднего возраста в соответствии со шкалами ECERS-R в группе среднего возраста "Пчёлки".
Организация ППС во второй младшей группе в соответствии со шкалами ECERS-R на конец года.

Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью комплекта " Послушные ладошки"


                                               

2 комментария:

  1. Спасибо, за представленный опыт планируемых результатов по реорганизации образовательной среды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что мои разработки оказались для Вас полезными

      Удалить